Сестринский процесс при острой пневмонии у детей

Содержание

Сестринский уход при пневмонии у детей: как помочь ребенку легче перенести болезнь

Сестринский процесс при острой пневмонии у детей

При любом заболевании важно не только сам процесс лечения, но и правильный уход за больным. Дети требуют специального ухода, особенно при тяжелых воспалительных процессах, таких как пневмония.

Сестринский процесс – это совокупность специальных мероприятий по уходу за больным, который состоит из нескольких последовательных стадий и зависит от степени сложности заболевания.

Уход

Если пневмония легкой степени, без осложнений и у детей старшего возраста, то лечить ее можно в амбулаторных условиях. Воспаления легких требуют стационарной терапии с постоянным наблюдением в случаях если:

  • заболевшими являются дети до 3-х лет;
  • имеются осложнения пневмонии (например, абсцесс или сепсис);
  • у пациента диагностирована крупноочаговая, сегментарная, долевая, тотальная пневмония;
  • в анамнезе имеются тяжёлые сопутствующие заболевания.

Качественная сестринская помощь подразумевает правильную этапность процесса с необходимыми мероприятиями на каждом из них. Так, сестринский процесс при пневмонии у детей состоит из 5 этапов.

1 этап. Обследование пациента. Первым делом медсестра должна наладить доверчивые отношение с пациентом, в данном случае с ребенком и его родителями.

Она должна провести:

  • внешний осмотр,
  • измерить температуру, давление, пульс,
  • сравнить полученные результаты обследования с предыдущими.

Также медсестра должна отслеживать сдвиги формулы общего анализа крови и динамику рентген-исследования. Она должна обратить внимание на возможные осложнения по таким симптомам, как:

  • высокая температура (больше 39);
  • кашель с гнойной мокротой;
  • учащенный пульс и дыхание;
  • диффузный цианоз и акроцианоз;
  • вялость, сонливость;
  • боли в грудной клетке;
  • боль в спине и области груди при смене положения.

При наличии любого из симптомов, медицинская сестра должна это сообщить лечащему врачу.

2 этап. Оценка состояния пациента. На данном этапе нужно разобраться, какие симптомы ведущие, а какие имеют вторичное значение для этой болезни.

После постановки предыдущего диагноза назначается первичное лечение, которое медицинская сестра должна правильно исполнять (дозы, курс, прием медикаментов).

Эти мероприятия являются предварительными, окончательный диагноз ставится после всех диагностических мероприятий, которые могут занимать некоторое время (например, анализ мокроты).

3 и 4 этапы. Составление и реализация плана корректного лечения. Терапия заключается в правильном режиме, диете, физиотерапевтических процедур и фармакотерапии. Как правило, пациентам назначают постельный режим с полным покоем и специальное питание. Медсестра обязана следить за правильным приемом препаратов и за состоянием пациента.

Кроме того медперсонал должен оказать пособие и помощь при:

  • отхаркивании с помощью шпателя;
  • использовании ингалятора;
  • постановке клизмы;
  • проведении гигиенических процедур на коже во избежание пролежней.

Также в сестринский уход входит контроль за проветриванием палат и за проведением влажной уборки. Сестринский процесс считается эффективным, если у пациента нормализируются физиологические показатели, анализ крови, устраняется кашель и боль в грудной клетке. Лечащий врач ставится в известность при наличии любых осложнений у пациента.

5 этап. Результаты лечения. Ребенок поправится намного быстрее при правильно назначенном лечении и обеспечении максимального ухода за ним. Если за 2 недели состояния больного ребенка не улучшается, терапию корректируют вместе с диетой.

Если лечение эффективное, маленького пациента выписывают. Обычно после выписки на протяжении года ребенок наблюдается у участкового врача. В обязанности медсестры в постреабилитационном периоде входят:

  • дача рекомендаций родителям по дальнейшей реабилитации;
  • режиме питании и профилактике рецидивов пневмонии;
  • информирование об оздоровительных санаториях и спортивных секциях, посещение которых закрепит результат выздоровления.

Питание: диета и правила формирования рациона

Обычно дети намного капризнее взрослых из-за чего им сложно объяснить зачем нужна диета и почему некоторые блюда нельзя кушать. Поэтому в обязанности медсестры входит контроль за своевременным приемом «правильной» пищи.

Питание для ребенка должно быть калорийным, свежим и своевременным. Продукты можно варить, парить, но нельзя жарить. Порции должны бить небольшими, хорошо измельченными, приемы пищи должны быть частыми. Рацион отличается в период пика болезни и после нее.

В период острого процесса с повышением температуры блюда должны включать большое количество воды. В такой период рекомендуется растительно-молочная диета, включающая в себя:

  • бульон;
  • молоко;
  • сок;
  • компот.

Когда температура понижается, рацион можно разнообразить кисломолочными продуктами, зерновыми, зелеными овощами, фруктами, а также диетическим мясом. Все они должны быть полезными, их можно комбинировать по индивидуальным предпочтениям.

Период выздоровления, как правило, характеризуется появлением аппетита. Все предыдущие правила формирования рациона должны по-прежнему соблюдаться, однако к ним могут добавляться некоторые группы продуктов:

  • крупы (гречка, овсянка, рис) в виде каш с молоком или без;
  • йогурты, кефиры и другие кисломолочные продукты для восстановления микрофлоры кишечника;
  • разнообразные овощи, фрукты, сухофрукты, ягоды;
  • отварное или паровое мясо в виде котлет, тефтелей для восстановления запасов полезных веществ после болезни.

Массаж

Многие считают, что лечебный массаж нужен только при заболеваниях опорно-двигательного аппарата. Это не так. Благодаря этой несложной манипуляции мышцы дыхательных органов укрепляются, кровообращение в паренхиме легких активизируется, нормализируется вентиляция и улучшается процесс отхождения мокроты.

Массаж назначают детям при пневмонии в комплексе с другими терапевтическими манипуляциями, но исполняют его разными техниками, исходя из индивидуальных назначений. Выделяют такие виды массажа:

  • дренажный. Такой массаж назначают даже грудничкам. Он помогает при отхождении мокроты;
  • баночный. Его действие направленно на улучшение циркуляции крови и нормализации теплообмена кожи;
  • точечный. Он дает общеукрепляющий эффект, повышая иммунитет;
  • перкуссионный. Способствует нормализации вентиляции легких и отхождению слизи;
  • медовый. Мед хорошо впитывается через кожу, заставляя сосуды в области легких работать активнее. Он также благотворно воздействует практически на все органы и ткани, насыщая их полезными веществами.

Положительного эффекта от массажа можно добиться только при правильном его проведении. Массаж проводится за 10-15 минут за 2 часа до приёма пищи, сна или после пробуждения. Курс массажа подбирается индивидуально для каждого ребенка, но в среднем составляет 8-10 посещений.

о дренажном массаже:

Дыхательная гимнастика

Кроме массажа, важное значение в лечении и профилактики воспаления легких играют ЛФК и дыхательная гимнастика. Поскольку при пневмонии разрушается ткань альвеол, у больного ребенка развивается дыхательная недостаточность. Это ведет к нарушению нормального газообмена между альвеолами и эритроцитами крови, а значит к кислородному голоданию.

В процессе сестринского ухода медсестра учит родителей и детей правильному дыханию и расслаблению.

Гимнастика включает в себя разминку, ходьбу, легкие физические нагрузки с постоянным контролем дыхания. Пациентам все это время нужно глубоко дышать через нос по 10-15 минут ежедневно.

После выписки такие упражнения продолжаются дома самостоятельно в течение срока, рекомендованного врачом.

Дыхательная гимнастика у детей на примерах:

Заключение

Правильно организованный сестринский уход ускоряет процесс выздоровления ребенка. Немедикаментозные лечебные мероприятия (дыхательная гимнастика, физкультура, массаж, диета) должны проводится дома после выписки, а ребенок, перенесший пневмонию, должен находится на диспансерном наблюдении у участкового педиатра в течение срока, рекомендованного лечащим врачом стационара.

Источник: https://krepyshok.com/zabolevaniya/infektsionnye-bolezni/dyhatelnyh-putej/pnevmoniya/sestrinskij-protsess.html

Сестринский процесс при острой пневмонии — Студопедия

Сестринский процесс при острой пневмонии у детей

Диспансерное наблюдение

Диспансерное наблюдение осуществляется врачом-педиатром детской поликлиники в течение 1 года после перенесенной пневмонии. Проводится противорецидивное лечение, санация очагов хронической инфекции (2 раза в год), освобождение от профилактических прививок до 2-6 месяцев. При необходимости консультируют пульмонолог, отоларинголог и т.д.

Возможные проблемы пациента:

· Неэффективное дыхание из-за гипоксии.

· Дефицит жидкости из-за лихорадки, гипервентиляции легких.

· Нарушение питания из-за интоксикации, кашля.

· Нарушение терморегуляции.

· Боль в грудной клетке.

· Нарушение формулы сна.

· Риск развития осложнений.

· Дефицит самоухода.

· Неспособность ребенка самостоятельно справиться с трудностями, возникшими вследствие заболевания.

· Нарушение познавательной деятельности и игровой активности.

· Тяжелая реакция на госпитализацию.

· Страх перед манипуляциями.

Возможные проблемы родителей:

· Чувство тревоги, страх за исход заболевания.

· Изменение стереотипа жизни в семье.

· Дефицит знаний о заболевании и уходе.

· Неадекватная оценка состояния ребенка.

Сестринские вмешательства:

1. Восполнить дефицит знаний родителей о причинах развития заболевания, клинических проявлениях, особенностях его течения, профилактике и методах лечения, возможных осложнениях.

2. При тяжелом течении пневмонии, при развитии осложнений убедить родителей в необходимости госпитализации ребенка для оказания квалифицированной медицинской помощи и проведения эффективного комплексного лечения, для обеспечения благополучного исхода заболевания. Оказать помощь при госпитализации ребенка.

3. Создать для ребенка обстановку психологического комфорта, взаимного доверия, избегать громких звуков, яркого света, вовлечь родителей в процесс лечения и ухода за ребенком.

4. Создать оптимальный микроклимат в помещении, проветривать в любое время года до 5-6 раз в сутки, увлажнять воздух, поддерживать То воздуха в пределах 18-20оС, для новорожденных – 23-24оС.

5. На период лихорадки обеспечить ребенку постельный режим, возвышенное положение в постели. Грудного ребенка чаще брать на руки, менять положение в постели, поворачивать с одного бока на другой для предупреждения застойных явлений в легких. По мере улучшения состояния режим постепенно расширяется, но он должен оставаться щадящим с пролонгированным сном.

6. По мере улучшения состояния рекомендуется проводить дозированные прогулки на свежем воздухе с 10-15 минут.

7. Постоянно осуществлять мониторинг жизненно важных функций и документирование сестринского процесса: состояние, ЧСС, ЧДД, АД, цвет кожных покровов, наличие и характер кашля, мокроты, срыгивания, рвоты, характер дыхания, термометрия 2-4 раза в сутки, учет объема и состава получаемой жидкости и суточный диурез и т.д.

8. Своевременно осуществлять медикаментозную терапия, оценивать ее эффективность, сообщать врачу о побочных действиях препаратов.

9. Проводить оксигенотерапию увлажненным теплым кислородом по показаниям.

10. Обеспечить ребенка полноценным питанием в соответствии с его возрастными потребностями, за исключением периода интоксикации, когда аппетит резко снижен и угнетена ферментативная функция пищеварительных желез.

11. Перед началом каждого кормления проводить санацию дыхательных путей (отсасывать слизь, закапывать физиологический раствор).

12. Обеспечить адекватный питьевой режим, при тяжелом течении пневмонии проводить оральную регидратацию или дезинтоксикационную терапию парентерально.

13. Помочь родителям правильно оценивать состояние ребенка, поддерживать их на всех стадиях заболевания, дать возможность выражать свои сомнения и тревоги.

14. Обучить родителей эффективным методам разжижения мокроты (прием теплого молока пополам с Боржоми, настои и отвары отхаркивающих трав, соляно-щелочные ингаляции).

15. Научить родителей приемам постурального дренажа, вибрационного массажа и дренажным упражнениям для улучшения отхождения мокроты и восстановления функции дыхательной системы.

16.

Посоветовать родителям в периоде реконвалесценции осуществлять профилактику воспалительных заболеваний дыхательных путей: избегать контакта с больными детьми и взрослыми, рациональное питание с достаточным введением фруктов, овощей, соков, ограничить посещение общественных мест, продолжить занятия ЛФК, проводить общеукрепляющие и закаливающие мероприятия, своевременно санировать хронические очаги инфекции.

17. Убедить родителей в необходимости диспансерного наблюдения за ребенком врачом-педиатром, по показаниям – пульмонологом и отоларингологом.

Бронхиальная астма– это хроническое заболевание, проявляющееся повторными эпизодами свистящего кашля, затрудненного дыхания и заложенности в груди.

Бронхиальная астма является одним из распространенных забо­леваний детского возраста. За последние 20 лет число детей с астмой увеличилось в 3 раза. Чаще бронхиальная астма реги­стрируется в районах с повышенной влажностью воздуха и в крупных городах с высоко развитой промышленностью (в том числе в Санкт-Петербурге).

Частота заболеваний астмой в Российской Федерации составляет 4-9 случаев на 1000 детей. У 80-90% детей пер­вый приступ развивается в возрасте до 5-ти лет. Мальчики до 10-ти летного возраста болеют в 2 раза чаще, чем девочки, с увеличением возраста, это соотношение выравнивается. Примерно у 40% взрослых людей, больных бронхиальной астмой, заболевание началось в детском возрасте.

Этиология:

Причины и факторы развития бронхиальной астмы:

· Пищевые аллергены (коровье молоко, рыба, цитрусовые, шоколад, клубника).

· Лекарственные аллергены (ацетилсалициловая кислота, антибиотики, витамины и т.д.)

· Аллергены клещей домашней пыли (присутствующие в постельном белье, коврах, подушках, в мягкой мебели, книгах).

· Аллергены шерсти животных, тараканов, пыльцы растений, плесени.

· Частые вирусные инфекции.

· Резкие перепады температур, атмосферного давления и т.д. (метеофакторы)

· Неблагоприятная экологическая обстановка (загрязнение атмосферы выхлопными газами, химическими и производственными отходами и т.д.)

· Психические и физические перегрузки.

Механизм патологического процесса:

Хроническое воспаление дыхательных путей приводит к их повышенной чувствительности, нарушению проходимо­сти и ограничению воздушного потока за счет спазма бронхов, скопления слизи и воспалительного отека, в ответ на воздействие различных факторов риска. Обострения астмы возникают эпизодически, при этом воспаление дыхательных путей поддерживается постоянно. Приступы бронхиальной астмы могут угрожать жизни ре­бенка.

Источник: https://studopedia.ru/2_61758_sestrinskiy-protsess-pri-ostroy-pnevmonii.html

Сестринский процесс при пневмонии: уход за взрослыми и детьми – Умный врач

Сестринский процесс при острой пневмонии у детей

Пневмония — это тяжелое инфекционное заболевание легких. Оно сопровождается большим количеством осложнений, болевыми ощущениями и потерей работоспособности.

Воспаление органов дыхательной системы лечится в зависимости от степени тяжести, физиологических особенностей и характера заболевания. Однако на любой стадии необходим сестринский процесс при пневмонии. Врач и персонал разрабатывают план лечения, а сестра затем обеспечивает необходимый уход и контролирует прием больным медицинских препаратов.

Виды пневмонии, требующие помощи медицинской сестры

При легкой степени заболевания, лечение можно пройти на дому, с периодическими посещениями медицинской сестры. Это касается как взрослых, так и детей.

Однако в большинстве случаев воспаление легких проходит тяжело и требует пребывания пациента в больнице, где ему будет оказан надлежащий уход.

Случаи, при которых обязательно назначается сестринский процесс:

  • детский возраст до 3 лет;
  • возникновение различных осложнений;
  • невозможность оказать должный уход в домашних условиях;
  • развитие легочной недостаточности;
  • очаг воспаления, затрагивающий всю долю легкого;
  • пожилой возраст;
  • тяжелые сопутствующие заболевания.

Амбулаторно можно лечить легкую форму пневмонии у детей старшего возраста. Сестринский процесс требуется при следующих видах воспаления:

  1. Очаговое — у ребенка до 5 лет воспалительный процесс распространился на участок не более 1 см.
  2. Очагово-сливное — поражены несколько зон ткани легких.
  3. Долевое — воспаление распространяется на всю долю органа. Часто сопровождается интоксикацией. Характерно для детей от 12 лет.
  4. Острая форма пневмонии — требует оперативной реанимации в больницу.

Правильный уход медицинской сестры способствует быстрому восстановлению пациента и сокращает возможность возникновения осложнений.

к оглавлению ↑

Этапы сестринского ухода за больным пневмонией

Процесс ухода делится на 5 этапов. Каждый из них составляет комплекс процедур и различных анализов организма больного.

к оглавлению ↑

1 этап – обследование пациента

Первое, что необходимо сделать медсестре — установить доверительные отношения с больным. Затем она опрашивает пациента на наличие симптомов и возможных причин пневмонии. После, проводит внешний осмотр, измеряя температуру, кровяное давление, частоту пульса и шумы в легких.

Симптомы, на которые обращает внимание медицинская сестра при обследовании:

  • лихорадка;
  • повышенная температура тела, близкая к 39;
  • учащенный пульс и дыхание;
  • кашель с мокротой темного цвета;
  • отсутствие аппетита, сонливость;
  • синюшность области носа и рта;
  • боли в области груди и позвоночника.

Также сестра сравнивает результаты предыдущих анализов, обследований и рентгенов. Этот этап устанавливает длительность заболевания, используемые лекарственные препараты и особенности течения воспаления легких.

к оглавлению ↑

2 этап – оценка проблем пациента

После анализа симптомов и жалоб пациента, сестра делает выводы о характере заболевания и наличии сопутствующих осложнений. В зависимости от них будет назначен соответствующий курс лечения.

Возможные диагнозы:

  • проблемы с дыханием, боли в груди — легочная недостаточность;
  • бессонница, апатичность или, наоборот, раздражение — неврологические расстройства;
  • затруднения, связанные с пищеварительным трактом, рвота — интоксикация организма;
  • постоянный сухой кашель — раздражительный процесс в плевральной полости.

На данном этапе ставится первичный диагноз. Более точный определяют при помощи дополнительных анализов и обследований.

Очень важно, внимательно отнестись к симптомам осложнений, так как их игнорирование может привести к развитию тяжелых заболеваний, таких как острые формы недостаточности и хронические виды воспаления.

к оглавлению ↑

3 и 4 этап – составление и реализация плана лечения

Основываясь на первых двух этапах, медицинская сестра определяет план дальнейшей помощи пациенту. В первую очередь больному показывают постельный режим с соблюдением полного покоя и назначают строгий прием лекарственных препаратов под контролем медицинского персонала.

Прописывается специальная диета с контролем потребляемой жидкости и присутствием в рационе питания молочных и растительных продуктов для укрепления иммунитета. Затем пациенту назначают использование терапии и лекарственных средств.

В первую очередь их показывают для избавления от:

  • высокой температуры тела;
  • сухого кашля;
  • учащенного дыхания и болезненных ощущений в области груди;
  • сопутствующих осложнений.

В случае, когда пациент не справляется самостоятельно с отхаркиванием мокроты, медсестра помогает ему с помощью шпателя или специального баллончика.

Если есть проблемы со стулом, ему показывается введение клизм. Она обязательно проводит обеззараживание дыхательных полостей и при необходимости воспаленных мест на кожи.

При возникновении любого вида недостаточности, пациенту вводят необходимые лекарственные препараты.

На протяжении всей болезни, медицинская сестра обеспечивает проветриваемость помещения и чистоту постельных принадлежностей.
[/attention]

Весь план подробно протоколируется и изменяется в соответствии с улучшением или ухудшением состояния больного. В случае последнего, медсестра срочно сообщает информацию лечащему врачу, который оказывает помощь в процессе оздоровления.

к оглавлению ↑

5 этап – анализ эффективности лечения

Своевременная сестринская помощь и правильно подобранный курс терапии обеспечивают пациенту скорейшее выздоровление. Нормальным сроком избавления от болезни считается 2 недели. Если должный период прошел, а состояние пациента не улучшилось, план корректирует. Врач изменяет количество и вид медицинских препаратов, сестра вносит правки в режим питания и активности больного.

После выписки пациент еще в течение года должен наблюдаться у врача во избежание повторения вспышки заболевания. Медицинская сестра объясняет ему особенности процесса реабилитации, рекомендует специальную диету, режим активности и отказ от вредных привычек.

Родителей обучают должному уходу за ребенком и определению симптомов рецидива. Также рекомендуют специальные занятия в тренажерном зале и посещение оздоровительных санаториев.

к оглавлению ↑

Основные обязанности персонала по уходу за больным

Любая больница должна обеспечить соблюдение правил оказания процесса помощи больному в стационаре.

Сестринский уход включает в себя целый комплекс процедур и обязанностей:

  1. Помещение. В нем обеспечивается должный температурный режим и уровень влажности. Регулярно проводится проветривание и уборка.
  2. Контроль за положением тела. Медицинская сестра помогает принять необходимую позу, которая должна меняться каждый два часа во избежание возникновения пролежней. Верх тела должен быть приподнят. Медсестра обучает пациента правильному дыханию, расслаблению мышц и следит за соблюдением постельного режима.
  3. Гигиенические процедуры. Персонал больницы обязан следить за чистотой одежды и постельного белья пациента.

    Дважды в день больного обмывают теплой водой с мылом и следят за гигиеной рук перед принятием пищи и после туалета.

  4. Прием таблеток и лекарственных средств. Пациент может использовать их только под контролем персонала. Медсестра должна своевременно обеспечить больного необходимыми препаратами и проследить, чтобы он принял их.
  5. Обеспечение соблюдения диетического питания. Персонал составляет режим, включающий в себя жидкие блюда: супы и бульоны из курицы или рыбы, молочную кухню. Обязательно употребление не менее 3 литров жидкости в день, например, соков, морсов и воды без газа. При сильном жаре медсестра помогает больному есть пищу небольшими порциями. Затем он может перейти на общий стол с менее жесткими требованиями.
  6. Лечебная и дыхательная гимнастика. На первых этапах сестра учит пациента правильному дыханию и расслаблению. Когда состояние улучшается, то ему рекомендуют определенные физические упражнения, тренажеры и прогулки.

Помимо перечисленных пунктов, в обязанности персонала входит выполнение медицинских процедур:

  1. Введение уколов.
  2. Обтирание тела и прикладывание льда при сильном жаре.
  3. Оказание помощи при отхождении мокроты.
  4. Постановка клизм.
  5. Применение ингалятора.
  6. Подача мочеприемника.
  7. Исследование дыхательных движений и их оценка.
  8. Введение внутримышечных инъекций.
  9. При необходимости постановка горчичников, банок и других оздоравливающих процессов.

Сестринский процесс при пневмонии особенно важен для пациентов с особо тяжелыми формами заболевания, которые не могут самостоятельно оказать себе посильную помощь. К ним же относятся дети и пожилые люди.

к оглавлению ↑

Особенности сестринского ухода за маленькими детьми

Дети более тяжело переносят пневмонию, поэтому им необходим более внимательный процесс, характеризующийся определенными особенностями. В особую категорию попадают младенцы и дети до 3 лет.

Медицинская сестра в первую очередь должна проконсультировать родителей о правильном проведении массажа, гимнастики и дыхания.

На этапе формирования плана лечения медсестра рекомендует:

  1. Чаще держать младенца на руках, менять его положение в кроватке.
  2. Приносить в больницу больше фруктов, овощей и углеводов.
  3. При отсутствии аппетита, не заставлять ребенка есть. В этом случае необходимо восполнить недостаток пищи молочными напитками, соками и водой.
  4. Обеспечить ребенку постельный режим созданием комфортной обстановки. Принести его любимые книги, игры.
  5. Предупредить родителей о возможных побочных эффектах лечения медикаментами.
  6. Не пеленать ребенка сильно.
  7. Проводить профилактические меры по обнаружению вздутия живота, которое провоцирует сдавливание легких.
  8. Содержать ребенка в чистоте, следить за гигиеной.

С ребенком до 3 лет необходимо присутствие одного из родителей в стационаре.

к оглавлению ↑

Особенности ухода на дому и в реабилитационных процедурах

В обязанности медицинской сестры при амбулаторном лечении входит отслеживание состояние пациента и ведение листа назначения, где отмечаются все изменения. При необходимости она может ввести препарат внутримышечно, оказать первую помощь при развитии аллергической реакции.

На дому запрещено вводить лекарства внутривенно, так как в нестерильных условиях в кровь может попасть инфекция и разовьется заражение, которое перерастет в опасное заболевание — сепсис. Также нельзя ставить капельницу вне медицинского учреждения. Неосторожное обращение с ней может вызвать воздушную эмболию, а уже она может стать причиной смерти больного.

Однако нередко пациенты пренебрегают данными правилами и просят оказать лечение на дому. В итоге это создает угрозу не только здоровью, но и жизни больному.

После завершения лечения, пациент проходит восстановительный курс, направленный на общее укрепление организма и иммунитета. Основная роль медсестры — проведение физиотерапии. К ней относятся:
  1. Двухнедельные курсы ингаляций соляно-щелочными водами.
  2. Лекарственный электрофорез — введение в кожу витаминов с помощью электрического тока.
  3. Ингаляции Диоксидина и Амбробене, проводимые с помощью специального аппарата.

Подобные процедуры окажут положительное влияние на органы дыхания и выведут остатки мокроты из легких. За их ходом следит медицинская сестра в физиотерапевтическом кабинете. Ребенку оформляется спецгруппа для занятий физической культурой в школе, назначаются упражнения с тренером.

Даже при грамотном плане лечения, созданным врачом, выздоровление без хорошего сестринского ухода невозможно. Идеальный процесс проходит под наблюдением квалифицированных специалистов в условиях стационара больницы.

Статья помогла вам?

Дайте нам об этом знать – поставьте оценку

Источник: https://umnvrach.ru/sestrinskij-process-pri-pnevmonii-uhod-za-vzroslymi-i-detmi.html

Сестринский процесс при острой пневмонии у детей

Сестринский процесс при острой пневмонии у детей

Сестринский процесс при заболеваниях органов дыхания. Заболевания органов дыхания в структуре детской заболеваемости составляют более 60 %. Сестринский процесс при острой пневмонии Информация о заболевании. Пневмония это острое воспаление легочной ткани. Этиология: инфекционная – пневмококки, стафилококки, вирусы, микоплазма.

Чаше всего наблюдается смешанная – вирусно-бактериальная этиология. В 60-80 % случаев «домашних» пневмоний возбудителем является пневмококк. Предрасполагающие факторы: перинатальная патология, врожденные пороки сердца, гиповитаминозы; хронические очаги инфекции ЛОР-органов, повторные ОРВИ, рецидивирующий бронхит, активное и пассивное курение.

В развитии пневмонии большое значение имеет состояние реактивности организма ребенка. Инфекция проникает воздушно-капельным путем, а затем бронхогенно распространяется по дыхательным путям, задерживается в бронхиолах и альвеолах, вызывая местное воспаление, инфильтрацию и заполнение альвеол экссудатом.

Основными механизмами патологического процесса являются развитие интоксикации (воздействие бактерий и их токсинов) и дыхательная недостаточность, так как в результате нарушения внешнего дыхания легкие не способны обеспечивать нормальный газообмен.

Клинические проявления, продолжительность течения, характер осложнений зависят от типа пневмонии и возраста ребенка.

Типы острых пневмоний:

Очаговая – наиболее частая у детей раннего возраста; воспаление захватывает участки легочной ткани размерами не менее 1 см. Огагово-сливная – наблюдается у детей разного возраста; воспаление захватывает участки легочной ткани в нескольких сегментах или во всей доле легкого. Сегментарная – возникает у детей разного возраста; воспаление захватывает один или несколько сегментов легких, иногда с вовлечением плевры. Долевая (крупозная) – пневмококковая, наблюдается у детей старшего возраста; воспаление захватывает целую долю легких. Течение этой пневмонии тяжелое с выраженными симптомами интоксикации и дыхательной недостаточности. Интерстициальная – редкая форма пневмонии, вызывается микоплазмой или пневмоцистами; воспаление захватывает межальвеолярную соединительную (интерстициальную) ткань легких; характеризуется быстрым развитием дыхательной недостаточности. Детей дошкольного и школьного возраста при неосложненной пневмонии можно лечить амбулаторно в условиях «стационар на дому». Показания к госпитализации: дети первого полугодия жизни; дети, независимо от возраста, с тяжелым и осложненным течением заболевания; при отсутствии эффекта от лечения в амбулаторных условиях; при отсутствии условий для лечения на дому; дети из социально-неблагополучных семей.

Принципы лечения: постельный режим на весь лихорадочный период; питание полноценное, по возрасту; медикаментозная терапия: антибиотики, муколитические препараты, инфузионная терапия. Физиотерапевтическое лечение. ЛФК, массаж.

1 этап. Сбор информации

– Субъективные методы обследования: Характерные жалобы: гипертермия с ознобом при крупозной пневмонии; снижение аппетита, слабость, недомогание; кашель сухой или влажный, появление ржавой мокроты при крупозной пневмонии; боль в грудной клетке, одышка. История (анамнез) заболевания: начало острое с повышения температуры тела.

– Объективные методы обследования: Осмотр: самочувствие ребенка нарушено, вялый, лихорадка; кожные покровы бледные, цианоз носогубного треугольника; дыхание стонущее, одышка (40 в минуту у детей старше 2 лет, 60 в минуту у детей до 2 лет), участие в акте дыхания вспомогательной мускулатуры с втяжением межреберных промежутков, тахикардия.

При перкуссии — укорочение легочного звука; при аускультации — ослабленное дыхание, наличие влажных хрипов.

Результаты методов диагностики (из амбулаторной карты или Истории болезни): общий анализ крови: нейтрофильный лейкоцитоз и увеличение СОЭ; рентгенография легких — наличие инфильтрации очаговой, сегментарной, полисегментарной или занимающей часть или всю долю.

2 этап. Выявление проблем больного ребенка

У пациента с пневмонией нарушаются потребности: поддерживать температуру тела, поддерживать общее состояние, дышать, есть, спать, отдыхать, общаться.

Существующие проблемы, обусловленные интоксикацией: повышение температуры тела, недомогание, слабость, головная боль, снижение аппетита. Существующие проблемы. обусловленные развитием дыхательной недостаточности: одышка, участие в акте дыхания вспомогательной мускулатуры, тахикардия.

Потенциальные проблемы: острая дыхательная недостаточность; острая сердечно-сосудистой недостаточность: затяжное и хроническое течение.

3-4 этапы. Планирование и реализация ухода за пациентом в стационаре

Цель ухода: способствовать выздоровлению, не допустить развитие осложнений. План сестринского ухода за пациентом в условиях лечения “стационар на дому”. Медицинская сестра обеспечивает: Организацию постельного режима на весь период лихорадки, до улучшения самочувствия и общего состояния. Организацию питания: молочно-растительную диету.

При отсутствии аппетита – суточный объем пищи уменьшить на1/2 или 1/3 восполняя обильным питьем жидкости. В соответствии с назначениями врача: антибактериальную терапию, прием отхаркивающих и мокроторазжижающих средств, симптоматическую терапию, домашнюю физиотерапию.

Независимые вмешательства: – активное посещение больного ребенка до полного выздоровления: – наблюдение за реакцией ребенка на лечение; – динамическое наблюдение и оценка общего состояния ребенка: положение в постели, самочувствие, цвет кожных покровов и слизистых, аппетит, наличие и характер кашля, температура тела, частота, глубина и ритм дыхания; – обучение ребенка и родителей «технике кашля», вибрационного массажа для эвакуации мокроты, созданию дренажного положения, проведению домашней физиотерапии – горчичники, горчичное обертывание, ингаляции; – консультирование ребенка и его родителей относительно его здоровья; – проведение санитарно-просветительных бесед о заболевании, профилактике осложнений.
Сестринский процесс при острой пневмонии

План ухода 1. Обеспечивать организацию и контроль над соблюдением лечебно-охранительного режима Реализация ухода: Независимые вмешательства: Провести беседу с пациентом и /или родителями о заболевании и профилактике осложнений; объяснить пациенту и/или родителям о необходимости соблюдения режима; приподнять головной конец кровати: проведение постурального дренажа 2-3 раза в день; рекомендовать матери грудного ребенка чаще брать его на руки и менять положение в кроватке. Мотивация: Охрана ЦНС от избыточных внешних раздражителей. Создание режима щажения, обеспечение максимальных условий комфорта. Облегчение дыхания. Эвакуация мокроты 2. Обеспечивать организацию и контроль над питанием Реализация ухода: Независимые вмешательства: Проведение беседы с пациентом/родителями о питании; Рекомендовать родителям приносить продукты с большим содержанием углеводов, фрукты, овощи; не кормить ребенка насильно, при отказе от пищи недостающий суточный объем восполнять питьем жидкости Мотивация: Удовлетворение, физиологических, потребностей 3. Организация досуга Реализация ухода: Независимое вмешательство: Рекомендовать родителям принести ребенку любимые книги, игры и др. Мотивация: Создание условий для соблюдения режима 4. Создание комфортных условий в палате Реализация ухода: Независимые вмешательства: Контролировать проведение влажной уборки и регулярного проветривания; регулярность смены постельного белья; соблюдение тишины в палате Мотивация: Улучшение дыхания. Удовлетворение физиологических потребностей во сне 5. Оказание помощи в проведении гигиенических мероприятий и приеме пищи Реализация ухода: Независимые вмешательства: Провести беседу о необходимости соблюдения гигиены; Рекомендовать родителям принести зубную пасту, расческу, чистое сменное белье Мотивация: Обеспечение санитарно-гигиенических мероприятий. Потребность быть чистым 6. Выполнять назначения врача Реализация ухода: Зависимые вмешательства: Введение антибиотиков, обеспечение приема лекарственных препаратов: проведение инфузионной терапии Независимые вмешательства: Объяснить пациенту и/или родителям про необходимость введения антибиотиков, прием других лекарственных препаратов; провести беседу с пациентом и/или родителями о возможных побочных эффектах терапии; сопровождать на физиотерапевтические процедуры Мотивация: Этиотропное лечение. Профилактика осложнений. Раннее выявление побочных эффектов. Дезинтоксикация 7. Обеспечивать динамическое наблюдение за реакцией пациента на лечение Реализация ухода: Независимое вмешательство: Опрос о самочувствии, жалобах, регистрация характера кашля; измерение температуры тела утром и вечером; ЧД. ЧСС. При ухудшении общего состояния срочно сообщить врачу Мотивация:

Контроль эффективности проводимого лечения и ухода. Раннее выявление и профилактика осложнений.

5 этап. Оценка эффективности ухода

При правильной организации сестринского ухода наступает выздоровление ребенка, пациент выписывается под наблюдение участкового педиатра. Пациент и его родители должны знать об особенностях режима, питания, физической нагрузки, которые должен соблюдать ребенок после заболевания, о необходимости диспансерного наблюдения и строгом соблюдении всех рекомендаций.

Источник: http://sestrinskoe-delo.ru/sestrinskoe-delo-v-pediatrii/sestrinskiy-protsess-pri-ostroy-pnevmonii-u-detey

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.