Эрготерапия что это такое для детей

Содержание

Что такое эрготерапия и как она помогает детям

Эрготерапия что это такое для детей

Конечно, на первом месте у детей с особенностями развития стоит здоровье. Но это не отменяет необходимости учиться, играть, общаться со сверстниками, самостоятельно одеваться и ходить в туалет. Эрготерапия как раз помогает всему этому научиться. В блоге БФ «Дети-бабочки» реабилитолог Яна Дубровина подробно рассказала об этом способе знакомить детей с повседневной жизнью.

Рассылка «Мела»

Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

Понятие Occupational Therapy (эрготерапия) в переводе с английского означает «лечение занятостью». Эрготерапия — это раздел клинической медицины, изучающий методы и средства, направленные на восстановление двигательной активности людей с ограниченными возможностями в здоровье.

Есть научные доказательства того, что целенаправленная деятельность улучшает функциональные возможности человека — двигательные, эмоциональные, когнитивные и психические. На этом и базируется эрготерапия. Её отличительная особенность — междисциплинарность, то есть обобщение знаний нескольких специальностей: психологии, педагогики, социологии, биомеханики, физической терапии и др.

Цель эрготерапии — максимально возможное восстановление способностей человека к независимой жизни: самообслуживанию, продуктивной деятельности, отдыху, независимо от того, какие у него есть нарушения или ограничения.

Термин «занятость» (occupation) в эрготерапии характеризует различные виды деятельности, встречающиеся в жизни каждого человека и придающие ей смысл. В эрготерапии занятость подразделяют на повседневную активность, работу и продуктивную деятельность, досуг.

Повседневная занятость:

  • личная гигиена;
  • одевание;
  • приём пищи;
  • прием медикаментов;
  • функциональное общение;
  • мобильность.

Работа и продуктивная деятельность:

  • домашние обязанности;
  • забота о других людях;
  • получение образования;
  • работа (оплачиваемая или волонтерская).

Досуг:

Эрготерапия играет основную роль в реабилитационных программах во многих странах мира, широко применяется в клиниках и специализированных санаториях.

Кому нужна эрготерапия

Эрготерапию широко применяют в педиатрии для лечения детского церебрального паралича, в неврологии и нейрохирургии у взрослых с поражением периферической и центральной нервной системы, обычно после травм спинного мозга и инсультов. Люди с буллёзным эпидермолизом тоже часто оказываются зависимыми от посторонней помощи и не всегда могут заботиться о себе, организовывать и проводить свой досуг.

С помощью игровых элементов и специально разработанных тренажеров эрготерапевт учит клиента самостоятельности в быту. Например, как одеться и раздеться, заботиться о личной̆ гигиене, самостоятельно принимать пищу, передвигаться по дому, гулять на улице и так далее.

Эрготерапевты работают с людьми всех возрастов с физическими, когнитивными, эмоциональными или психическими нарушениями, из-за которых ограничилась активность или социальная адаптация, которые не могут обслуживать себя самостоятельно и проводить свой досуг.

Общая эрготерапевтическая оценка

На первых занятиях эрготерапевт собирает информацию о состоянии клиента, используя следующие методы:

  • интервьюирование самого клиента или ухаживающих за ним. Интервью может быть как структурированным, так и полуструктурированным, в зависимости от особенностей клиента, в тяжелых случаях можно провести неструктурированное интервью;
  • наблюдение за клиентом при выполнении им какой-либо активности в привычной для него обстановке — при возможности и необходимости;
  • оценка ежедневных активностей клиента с использованием «Канадской оценки выполнения деятельности» (COPM) или других шкал и опросников.

Планирование и разработка программы эрготерапии

Планирование и разработка программы связаны с целями терапии, от которых зависит выбор терапевтических подходов, способов проведения эрготерапии, ее интенсивности и продолжительности.

Выбор подхода

Когда ясны все проблемы, их важность и приоритетность, эрготерапевт, ориентируясь на клиента, выбирает подходы, которые определят всю остальную программу и ее этапы.

Эрготерапевт вместе с клиентом находят ту деятельность и те условия среды, которые влияют на проблемы активности. После этого выявляются сильные стороны и ресурсы, которые эрготерапевт и клиент вносят в предстоящий процесс улучшения активности.

Согласование целевых результатов и разработка плана терапии

Каждой проблеме из списка должен соответствовать определенный запланированный результат — конкретный, измеримый, достижимый, значимый и обозначенный во времени.

Эти результаты обязательно обсуждать всем участникам процесса, и только после этого разрабатывается «программу вмешательства».

В ней уточняется, что эрготерапевт и клиент будут делать для полной ликвидации или сведения к минимуму ограничений в деятельности, то есть для достижения запланированного результата.

Проведение «вмешательства» эрготерапевта

Вмешательство эрготерапевта может быть направлено на:

  • восстановление и/или развитие;
  • адаптацию;
  • поддержание функций и профилактику нарушений.

Оценка эффективности и коррекция программы

Программу эрготерапии нужно периодически корректировать. Для этого терапевт оценивает ее эффективность и анализирует, насколько для клиента подходят выбранные приемы и техники. Может измениться и список проблем, и запланированных результатов, и подходов, и видов вмешательства.

Эрготерапевт, сравнивая запланированные результаты и фактические, может продлить программу или прекратить ее раньше. Оценка эффективности аналогична общей эрготерапевтической оценке из первого пункта и проводится таким же образом.

Обучение, наблюдение и поддержка

Без помощи тех, кто ухаживает за человеком с ограниченными возможностями в здоровье, эрготерапия будет не так эффективна. Терапевт обязательно передает знания и навыки и самому клиенту, и тем, кто находится с ним рядом.

Это и обучение необходимым приемам перемещения, функциональной активности, обучение навыкам правильного использования технических вспомогательных средств реабилитации, проведения программ поддерживающих здоровье и знания о здоровом образе жизни.

Эрготерапевт наблюдает и контролирует безопасность клиента при перемещении или различных активностях, использование технических средств и окружающее клиента пространство. Если нужно, терапевт организует взаимодействие с другими специалистами, представителями власти, работодателями, чтобы лучше социализировать больного.

«Улучшить возможности пациента жить полноценной жизнью». Что это значит? В стационаре — как можно меньше зависеть от помощи персонала, самостоятельно пользоваться туалетом, высказывать пожелания, умываться, принимать разные позы, перемещаться, отслеживать течение времени, связываться с родственниками по телефону и т. п.

Дома — ухаживать за собой, убираться, одеваться, готовить еду, заниматься хобби, играть, помогать другим. В работе — выполнять свои обязанности или учиться.

Работа с окружающим больного миром

Изменить среду, в которой пребывает клиент эрготерапевта, — мало. Нужно научить ухаживающих правильным приемам, найти контакты с соцслужбами, словом, сделать все, чтобы жизнь клиента стала максимально комфортной и полноценной.

Эрготерапевт может адаптировать предметы, которыми пользуется клиент, например, столовые приборы, одежду, компьютер; обстановку — установить поручни, подобрать мебель, изменить расположение предметов в комнате, убрать пороги, расширить проемы дверей; или подобрать специальное оборудование — инвалидную коляску, ходунки, приспособления для захвата предметов и застегивания пуговиц.

Адаптация, изменение поставленной задачи или использование специальных приспособлений нужны, чтобы найти более простой и удобный путь делать повседневные дела

Вот очень яркий пример работы: для клиента любого возраста можно использовать специальный поручень, на который он сможет опереться, чтобы освободить руки и одеться. Важно расположить обувь и одежду на доступном уровне так, чтобы клиент мог легко достать необходимый предмет.

Поддержание мотивации и самооценки

Для человека, чья жизнь полна ограничений, как ни для кого другого, важна моральная поддержка. Эрготерапевт не только дает советы и техники, но и мотивирует своего клиента, дает ему ощущение успеха, даже если что-то идет не совсем по плану.

Терапевт учит самого клиента и близких ему людей, как стимулировать разные виды деятельности и как включать обучение и тренировку в повседневную жизнь.

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Источник: https://mel.fm/blog/fond-deti-babochki/17235-chto-takoye-ergoterapiya-i-kak-ona-pomogayet-detyam

Эрготерапия и физическая реабилитация: комплексный подход восстановления организма

Эрготерапия что это такое для детей

Основная цель эрготерапии – способствовать максимальному восстановлению нервно-психосоматических и двигательных функций пациента. Эрготерапия в реабилитации… Бытовая адаптация – необходимый этап в реабилитации людей, утративших часть двигательных функций вследствии травмы или инсульта. Методы реабилитации на дому…

Как ускорить восстановление после спортивной травмы? Узнать… Спортсмен, утративший работоспособность даже на время, как никто нуждается в психологической поддержке. Рекомендации психологов… Чтобы ускорить процесс восстановления пациента и избежать осложнений, стоит комплексно применять различные реабилитационные процедуры. Подробнее…

Хронические боли могут стать следствием травм даже в случае успешного выздоровления. Как можно избавиться от хронической боли?

Спортивные травмы составляют 3-5% от всего объема травм.

Атлетам крайне важно не только получить своевременную медицинскую помощь после травмирования, но и пройти комплексную физическую реабилитацию, которая позволит восстановить все утраченные функции и бытовые навыки, чтобы вернуться к полноценной, физически активной жизни.

Что такое физическая реабилитация и когда она применяется?

Конечно, важность физической реабилитации касается не только спортсменов, но всех, кому пришлось пережить инсульт или инфаркт, черепно-мозговую или спинальную травму, онкологическое заболевание, ДЦП или операцию по эндопротезированию.

К сожалению, спортсмены в еще меньшей степени застрахованы от подобных проблем – напротив, зачастую они находятся в группе повышенного риска. Именно спортсменам необходимо уделять особое внимание профилактике травм и физической реабилитации после них.

Для этого крайне важно своевременно обратиться в специализированный центр физической реабилитации с хорошей технологической базой и высокопрофессиональной командой врачей.

Статистика
Травмам позвоночника наиболее подвержены спортсмены, занимающиеся прыжками в воду, спортивной гимнастикой, фигурным катанием, горнолыжным спортом, борьбой, хоккеем, баскетболом, футболом, тяжелой и легкой атлетикой. Реабилитация в качестве необходимой меры показана после операций на головном или спинном мозге, переломов и ампутаций, перенесенного энцефалита, менингита и при рассеянном склерозе, паркинсонизме и полиневропатии различного генеза.

Физическая реабилитация – процесс крайне трудоемкий, подразумевающий участие сразу нескольких специалистов, которые ведут работу над восстановлением целого ряда навыков: двигательных, речевых, когнитивных, бытовых, профессиональных.

Обычно команда врачей кроме реабилитологов общего профиля, кардиологов, неврологов, эрготерапевтов, физических терапевтов, врачей ЛФК, массажистов, урологов и травматологов включает также педагогов, логопедов и психологов.

Принципы и этапы физреабилитации

Процесс физической реабилитации трудно разбить на четко обозначенные этапы: специалистам хорошо известно, что нельзя восстановить, например, двигательные функции без работы над когнитивным восприятием пациента.

Так, невозможно вернуть моторику рук, не адаптировав ее к выполнению бытовых и профессиональных функций.

Работа должна вестись одновременно по всем направлениям, чтобы конечности и органы развивались в комплексе, и это является главным принципом любой реабилитации.

Специально для этого используется международная шкала FIM (The Functional Independence Measure), включающая в себя 18 показателей, по каждому из которых проводится оценка эффективности реабилитационных процедур.

Перечень показателей включает в себя различные навыки самообслуживания, двигательные и когнитивные возможности. Оценка производится ежедневно по 7-бальной шкале, где «1» означает полную зависимость пациента, а «7» – самостоятельность.

Таким образом, на единой шкале виден прогресс или регресс больного, наиболее слабые и уязвимые точки, которым стоит уделять больше внимания.

Для справки
К показателям шкалы FIM относятся: принятие пищи, утренняя гигиена, ванная, одевание верхней и нижней части тела, принятие решений, понимание, самовыражение, ходьба по ступенькам, память, контроль кишечника и мочевого пузыря, пользование туалетом и многое другое.

Методы физической реабилитации

Рассмотрим вкратце основные методики физической реабилитации.

ЛФК

Лечебная физкультура – это комплекс физических упражнений, который выполняется пациентом самостоятельно или с помощью инструктора, включает в себя пассивную гимнастику и занятия с помощью специальных приспособлений. В каждом конкретном случае курс ЛФК должен разрабатываться индивидуально! ЛФК предназначена для восстановления двигательных функций пациента, мышечного тонуса и чувствительности при парезах и параличах.

Лечебный массаж

Медицинский лечебный массаж также должен вестись исключительно квалифицированным массажистом, имеющим высшее медицинское образование. В некоторых случаях – например, после инсульта, – единственное неправильное движение может привести к повторному удару или осложнениям, например, к отрыву тромба.

Массаж помогает снять болевой синдром, уменьшить отеки и гематомы, нормализовать кровоток, способствует регенерации тканей и нормализации давления. Массаж позволяет расслабить спазмированные мышцы и выполнить стимуляцию слабых мышц: для этого специалисту необходимо точно знать, какие мышцы пациента находятся в тонусе, а какие расслаблены.

Очевидно, что требуется доскональное знание человеческой анатомии.

Физиотерапия

Физиотерапевтические процедуры настолько многочисленны и разнообразны, что перечислить их не представляется возможным.

Каждый центр физической реабилитации предлагает собственный набор процедур, среди которых наиболее часто встречаются: электростимуляция мускулатуры, лазеро-, крио-, гирудотерапия, миостимуляция, различные виды теплового излучения, иглорефлексотерапия, магнитотерапия, лечебные ванны, водные процедуры (гидротерапия), грязелечение, ультразвуковая и вакуумная терапия. Все они направлены на целенаправленное и дозированное стимулирование работы выбранных зон, органов, конечностей организма.

Одним из наиболее распространенных видов физиотерапии является электростимуляция. Она включает в себя различные виды воздействия с помощью токов:

  • СМТ-терапия – синусоидальные модулированные токи;
  • Диадинамотерапия – лечение постоянными токами с импульсами полусинусоидальной формы частотой 50 и 100 Гц;
  • Интерференционная терапия – лечение интерференционными токами низкой частоты;
  • TENS – чрескожная нейроэлектростимуляция;
  • VI-терапия высоковольтными импульсами;
  • терапия «прямоугольными» и «треугольными» токами.

Другим направлением физиотерапии является механотерапия. Она представляет собой комплекс восстановительных упражнений, которые выполняются на специальных тренажерах, предназначенных для физической реабилитации. Некоторые тренажеры оборудованы биологически обратной связью.

Существуют аппараты пассивного и активного действия (в первом случае движения пациента облегчаются с помощью рычагов, работающих на моторе, во втором – пациент сам прикладывает усилия для движения).

Современные роботизированные и компьютеризированные аппараты помогают уменьшить спазмы, улучшить работу пищеварительной и мочевыделительной систем, укрепить органы кровеносной системы. В общем, все имеет ту же цель, что и любая физиотерапия.

Трудотерапия

Трудотерапия помогает больному достичь максимальной самостоятельности во многих сферах повседневной жизни. Применяется для восстановления моторных, сенсорных, когнитивных функций, помогает овладеть навыками самообслуживания в работе и отдыхе.

В процессе трудотерапии пациент осваивает специальные вспомогательные технологии.

Трудотерапия можем включать в себя игры, работу руками, столярные работы, упражнения с использованием различных подручных средств (для восстановления мелкой моторики), а также компьютерные игры и упражнения для восстановления когнитивных функций.

Эрготерапия – новый подход к реабилитации

Эрготерапия в современном реабилитационном лечении стоит особняком. Родина этого инновационного метода – США, где его также называют «оккупационная терапия» (occupational therapy).

Эрготерапия, подобно трудотерапии, помогает восстановить утраченные навыки самообслуживания и деятельности в повседневной жизни и в работе, однако трудотерапия является в некотором роде устаревшим методом, тогда как эрготерапия основана на новейших научных данных.

Во время занятий пациент вместе с эрготерапевтом осваивает действия, отвечающие его индивидуальным потребностям и нуждам, среди которых: уход за своим телом, приготовление пищи, покупки, уход за детьми и домашними животными и многое другое.

Одновременно эрготерапевт следит за обеспечением сна и отдыха для пациента, помогает осваивать действия, необходимые в работе, учебе, играх и различных видах досуга.

Эрготерапевт ведет оценку состояния клиента, при необходимости выполняет лечебное вмешательство в процесс деятельности, а также производит анализ результатов, достигнутых пациентом. Квалифицированный эрготерапевт владеет знаниями в нескольких областях – психологии, педагогике, социологии, биомеханике и физической терапии. Эрготерапевт – это личный «ангел-хранитель», помощник, психолог и консультант пациента на пути к полноценной жизни!

К сведению
В России эрготерапия пока что является новым методом, который применяется только в высококлассных реабилитационных центрах, тогда как на Западе он практикуется уже более 60 лет. Эрготерапия преподается в университетах и колледжах всех развитых стран. Россия присоединилась к Всемирной Федерации Эрготерапевтов (WFOT) в 2004 году. Примечательно, что эрготерапия является логическим продолжением трудотерапии, известной еще с советских времен, но применяемой тогда весьма ограниченно.

Таким образом, процесс физической реабилитации – это целый комплекс мер по восстановлению утраченных физических способностей организма. Успех этой непростой работы в руках огромного количества специалистов и самого пациента. Последний момент имеет очень большое значение: желание вернуть себе нормальную жизнь и вера в свои силы зачастую творят чудеса!

Профессиональных эрготерапевтов с соответствующим образованием и квалификацией в России не так уж много. Соответственно и клиник, реализующих этот подход единицы.

Мы рекомендуем обратить внимание на реабилитационный центр «Три сестры». Здесь эрготерапия является обязательным элементом физической реабилитации.

В центре работают 4 высококлассных эрготерапевта, в активе которых обучение и стажировки в европейских медицинских реабилитационных центрах.

Стоит сказать, что в клинике для каждого пациента разрабатывается индивидуальная программа реабилитации под непосредственным контролем главного врача, с участием всех профильных специалистов.

Главный врач центра – Дмитрий Викторович Кухно – обладает 20-летним опытом работы в лучших реабилитационных медучреждениях США. Центр создавался по примеру специализированных европейских клиник восстановительного лечения.

Здесь нет ничего, что напоминало бы о больнице: это скорее медицинский отель с 35 одноместными палатами, окруженный великолепным сосновым лесом и спроектированный с учетом возможностей пациентов с ограниченными двигательными и психокогнитивными функциями.

В центре «Три сестры» используются наиболее прогрессивные методики восстановительного лечения – кинестетика, Экзарта, PNF, кинезитерапия по Л. Потехину, эрготерапия. Особое внимание уделяется психологическому и эмоциональному комфорту пациентов.

Лицензия Министерства здравоохранения Московской области № ЛО-50-01-011140, выдана ООО «РЦ «Три сестры» 02 августа 2019 года.

Четверг, 01.03.2018

Ре­а­би­ли­та­ция и весь бо­га­тый на­бор ее ме­то­дик в на­шей стра­не по стран­но­му сте­че­нию об­сто­я­тельств не­до­оце­ни­ва­ет­ся.

Ее, как пра­ви­ло, ак­тив­но при­ме­ня­ют толь­ко в уз­кос­пе­ци­а­ли­зи­ро­ван­ной про­фес­си­о­наль­ной сре­де, для кос­мо­нав­тов, слу­жа­щих опре­де­лен­ных под­раз­де­ле­ний во­ору­жен­ных сил, чи­нов­ни­ков го­су­дар­ст­вен­но­го ап­па­ра­та и т.д.

Воз­мож­но, это свя­за­но с рас­ход­ной частью бюд­же­та: сто­и­мость вос­ста­нов­ле­ния лю­дей по­рой ока­зы­ва­ет­ся зна­чи­тель­но вы­ше хи­рур­ги­чес­ких опе­ра­ций, учи­ты­вая объ­ем не­об­хо­ди­мых уси­лий, вре­ме­ни и ко­ли­чест­ва за­дейст­во­ван­но­го пер­со­на­ла.

Од­на­ко все это не озна­ча­ет, что к дан­но­му во­про­су мож­но от­но­сить­ся по­верх­ност­но. До­маш­няя, «лю­би­тель­ская», ре­а­би­ли­та­ция не мо­жет яв­лять­ся пол­но­цен­ной за­ме­ной про­фес­си­о­наль­но­го вос­ста­но­ви­тель­но­го ле­че­ния.

Источник: https://www.eg.ru/digest/iergoterapija.html

Эрготерапия – это что такое? Физическая реабилитация

Эрготерапия что это такое для детей

Бодрость и крепость человеческого организма является одной из самых важных граней в жизни, отображается здоровье не только в хорошей физической форме, но и хорошем психологическом здоровье. На протяжении всей жизни человека стресс оказывает немалый урон на центральную систему (что отрицательно сказывается на их общем состоянии), вследствие чего многие пациенты прибегают к эрготерапии.

Когда человека застает болезнь, то у него возникает сильнейшая психологическая нагрузка (нервозность, раздражительность, усталость, слабость). И для регенерации (восстановления) важных навыков и функций, которые утеряны в процессе заболеваний, используется эрготерапия.

Кто такой эрготерапевт?

Эрготерапевт – это медицинский специалист, помогающий людям с определенными проблемами со здоровьем достичь максимального результата, несмотря на имеющиеся нарушения.

Особенности методики

Данный термин пришел в современную медицину от латинского слова “эргон”, что в переводе означает — “работа, труд”; а терапия — лечение. Эрготерапия — это область медицины, которая нацелена на оказание помощи человеку в повседневной жизни, развитие, восстановление и поддержание навыков, необходимых при выполнении действий, важных и значимых для здоровья и благополучия данного человека.

Основная задача данной методики — лечение путем самосовершенствования себя. Эта область медицины изучает способы и методы, которые направлены на восстановление двигательной активности рук и ног при помощи целебных гимнастических упражнений и спорта.

Цель терапии – повседневными занятиям не только восстановить потерянную двигательную активность, но и вновь приспособить пациента к нормальной жизни, а также оказать поддержку для достижения самостоятельности и свободы.

Оккупациональная терапия — непросто особенная гимнастика, которая направлена на работу мелкой моторики и процесса согласования активности мышц, и другие невралгические грани. Эрготерапия включает в себя следующие научные разделы:

  • психология;
  • педагогика;
  • биомеханика;
  • физиотерапия.

При помощи оккупациональной терапии совершенствуются не только моторные (двигательные), но и когнитивные и эмоциональные способности.

История образования эрготерапии

Данная методика существует уже более шестидесяти лет и возникла в послевоенное время, когда покалеченные как физически, так и морально солдаты возвращались с фронта домой.

Этим людям требовался комплекс педагогических, психологических и медицинских мероприятий, которые направлены на восстановление или компенсацию нарушенных либо полностью растраченных в ходе заболевания либо травмирования нормальных психических и физических потребностей человека.

В результате чего возникла данная терапия, работники которой помогали людям снова вернуться к жизни, приспосабливаться к сложившимся обстоятельствам.

Помимо этого, оккупациональная терапия таит в себе определенную тайну. Медицинские работники подтверждают, что данное лечение предназначено для того, чтобы человек смог познать новые знания, которые он утратил (он становиться безынициативным и инертным, у него исчезает вкус к жизни). Эрготерапия принуждает пациента больше думать, помогает ему абстрагироваться и принять инвалидность.

Интересно!

В России эрготерапия появилась относительно недавно, в течение десяти лет и по настоящее время она помогает людям с ограниченными возможностями учиться жить заново.

Принципы работы

Реабилитация в системе эрготерапии подразумевает целый комплекс мероприятий, который направлен на возобновление естественной, ежедневной жизнедеятельности человека с определенным и строгим учетом заболеваний и нарушений, которые уже имеются. Только доктор-эрготерапевт способен помочь больному заново научиться общаться, развлекаться, следить за собой.

Главные правила оккупациональной терапии заключаются в следующем:

  1. При составлении плана лечения доктор должен учитывать все индивидуальные особенности пациента.
  2. Лечение направлено на совершение необходимых мероприятий совместно с медицинским работником, которые помогают восстановиться человеку.
  3. Непрерывно развивающаяся медицинская наука способствует возникновению новых методик и способов для выполнения трудовой терапии.
  4. При осуществлении лечения доктор обязан учитывать и признавать культуру и обычаи пациента.

Где применяется эрготерапия?

Данная методика нашла широкое применение в разных областях медицины, так как она вошла в программу многих реабилитационных мероприятий. В большинстве случаев эрготерапию используют в неврологии (группа медико-биологических научных дисциплин, которая изучает нервную систему как в норме, так и в патологии).

Эрготерапевт помогает человеку восстановиться при следующих нарушениях и болезнях:

  • паралич тела;
  • нарушения опорно-двигательного аппарата;
  • после перенесенного инсульта;
  • при черепно-мозговой травме.

А также эрготерапия очень часто применяется в лечении психических болезней (доктора помогают людям с психологическими травмами жить нормальной жизнью и следить за собой, за границами медицинского учреждения). Доктор составляет индивидуальную программу общения и обучения каждого пациента. Для этого применяют разнообразные вычислительные методы.

Особенности оккупациональной терапии при инсульте и детском церебральном параличе

Как уже было сказано, данная терапия представляет собой помимо физических и гимнастических упражнений, комплекс психологической подготовки, которая подбирается каждому пациенту индивидуально. Для предоставления систематических восстановительных процедур, доктор-эрготерапевт принимает во внимание не только состояние человека, но и среду обитания, степень заболевания, образ жизни.

Физическая терапия (эрготерапия) при остром нарушении мозгового кровообращения предлагает целый набор разнообразных гимнастических мероприятий, которые специализируются на развитие мелкой моторики, памяти, речи, восстановлении координации.

При реабилитационных процедурах после перенесенного инсульта эрготерапевт использует не только медицинские, но и педагогические, психологические, а также социальные и физические способы применения эрготерапии. На сегодня известно большое количество методов восстановления при остром нарушении мозгового кровообращения, доктор подбирает наиболее благоприятный вариант для своего пациента, исходя из его особенностей.

Оккупациональная терапия для детей с церебральным параличом подразумевает развитие большей независимости у маленьких пациентов. В эрготерапии при детском церебральном параличе применяют психологические восстановительные способы, целый комплекс психологической поддержки, направленной на формирование уверенности и инициативности.

Для этого существуют как индивидуальные, так и групповые занятия в игровой форме, а также в виде бесед. Врач-эрготерапевт, исходя из особенностей психики ребенка, подбирает для него индивидуальный подход.

Эрготерапия: методы лечения

При оккупационной терапии применяют два основных подхода:

  • методика формирования навыков самообслуживания;
  • методика для повышения продуктивности пациента.

Первая методика применима для пациентов, живущих с:

  • гемипарезом (частичный паралич мышц тела);
  • парапарезом (неврологический симптом, который охватывает обе конечности);
  • атаксией (частичная либо полная потеря координации произвольных мышечных движений);
  • апраксией (нарушение целенаправленных движений);
  • гиперкинезом или дискинезией (непроизвольные движения в одной либо целой группе мышц).

Второй метод направлен на обучение пациента разным способам обращения с кухонной утварью, предметами личной гигиены. Методика используется при обучении инвалидов-колясочников, а также людей, которые страдают неврологическими и умственными нарушениями.

Эрготерапия — это определенные физические и гимнастические упражнения, которая тренирует мелкую моторику и координацию. Медицинский специалист помогает решать конкретные трудности и проблемы, встающие на пути к исцелению.

Для их выявления доктор просит выполнить простое задание (написать цифру, букву), наблюдая за движениями пациента, доктор делает выводы о характере нарушения и способов его коррекции.

Оккупациональная методика и оценка аутизма

Эрготерапевт проводит исследование, изучает детей, наблюдает за ними для того, чтобы понять, могут ли они выполнить те задачи, которые они должны выполнять в этом возрасте.

Бывает, что доктор получает домашний видеоролик, на котором можно отследить как ведет себя ребенок в течение дня, как взаимодействует с окружающими людьми и предметами.

Эрготерапевт может оценить аутизм по следующим факторам:

  • концентрация внимание;
  • выносливость;
  • игровая деятельность;
  • ответная реакция на прикосновения других людей;
  • агрессия либо меланхолия;
  • нуждается ли в личном пространстве.

Эффективность эрготерапии при аутизме

Люди-аутисты нередко имеют проблемы в общении с другими людьми. Действия людей, страдающих данным недугом достаточно ограничены. Основная группа пациентов для применения эрготерапии — это дети, которые страдают детским церебральным параличом, с повреждениями опорно-двигательного аппарата, с аутизмом.

Эрготерапия для детей может объединить несколько различных реабилитационных схем. Они помогают ребенку с аутизмом лучше реагировать на окружающий его мир, позволяет малышу стать ближе к сверстникам, правильно выражать чувства и эмоции, фокусировать свое внимание на поставленных задачах.

Как трудовая терапия помогает ребенку с аутизмом?

Эрготерапия — физическая реабилитация и психологические тренинги, которые проводит эрготерапевт, положительно влияют на социализацию детей с аутизмом.

Цель терапии заключается в том, чтобы помочь пациенту повысить его качество жизни в социуме. Медицинский работник помогает усилить, сохранить и овладеть навыками и умениями, которые делает человека с аутизмом более самостоятельным.

Где можно пройти обучение эрготерапии?

Обучают эрготерапии в любом медицинском ВУЗе страны. После получения специального образования молодые специалисты могут работать в реабилитационных центрах.

Курс эрготерапии в Москве, с учетом проживания в больнице, обойдется пациенту примерно в 15 000 рублей (стационарное лечение с определенным распорядком дня и питания).

Продолжительность лечения напрямую зависит от самого человека и его обучаемости.

Источник: https://FB.ru/article/361939/ergoterapiya---eto-chto-takoe-fizicheskaya-reabilitatsiya

Об эрготерапии

Эрготерапия что это такое для детей

Об эрготерапии

В настоящее время в Санкт-Петербурге, как и во всей России, имеется целый ряд серьезных медико-социальных проблем, связанных с ухудшением здоровья населения – таких как прогрессирующая депопуляция, высокая смертность мужчин от несчастных случаев, травм, отравлений, рост инвалидизации населения.

Этими  причинами обусловлен возрастающий интерес общества к различным аспектам реабилитации. И действительно, в результате воздействия системы полноценной и комплексной реабилитации возможно полное восстановление физического, духовного и социального благополучия пострадавших людей.

В Санкт-Петербурге  в настоящее время насчитывается более 600 000 инвалидов (12,3% населения города).

Проблемы ухудшения здоровья населения и инвалидизации обостряются на фоне недостаточной эффективности медицинских и социальных программ, а также значительного ограничения финансирования научных и лечебных медицинских и социальных учреждений, занимающихся проблемами реабилитации.

Вопросы реабилитации и абилитации за последние годы становятся все более актуальными.

Причин тому несколько: резкий подъем некоторых социально-значимых патологических состояний, таких как врожденные аномалии развития, сердечно-сосудистая патология, онкология, ранняя наркомания, ВИЧ-инфекция; травмы, психические нарушения.

  За последние десятилетия медицинская модель реабилитации все более замещается социальной моделью, а эрготерапия является  неотъемлемой частью современной социальной реабилитации людей  всех возрастных категорий.

История развития эрготерапии в разных странах насчитывает более 100 лет. Как специальность она сформировалась после Второй Мировой войны, когда общество столкнулось с проблемой массовой инвалидизации людей работоспособного возраста и необходимостью их реабилитировать.

В настоящее время специальность эрготерапии преподается в университетах и колледжах всех развитых стран, а также в странах Африки, Азии и Южной Америки. Более 50 лет назад была создана Всемирная Федерация Эрготерапевтов (WFOT), которая сейчас насчитывает около 60 стран-членов.  www.wfot.org

Человек, перенесший заболевание или травму, или имеющий нарушения развития от рождения, часто оказывается зависимым от посторонней помощи и не всегда может найти решение проблем, связанных с невозможностью  ухода за собой, ведения домашнего хозяйства, работы, выполнения досуговой деятельности.

Эрготерапия (Occupational Therapy) — это специальность, которая  основывается на научно доказанных фактах того, что целенаправленная, имеющая для человека смысл активность (деятельность) помогает улучшить его функциональные возможности (двигательные, эмоциональные, когнитивные, психические).

Цель эрготерапии — максимально возможное восстановление способности человека к независимой жизни (самообслуживанию, продуктивной деятельности, отдыху), независимо от того, какие у него есть нарушения, ограничения жизнедеятельности или ограничения участия в жизни общества.

Отличительной чертой эрготерапии является ее междисциплинарность. Эрготерапия использует знания нескольких специальностей — медицины, педагогики, психологии, социальной педагогики, биомеханики, физической терапии.

В эрготерапии термин «занятость» (occupation) относится не только к работе или трудотерапии. Термин «занятость», в контексте эрготерапии, характеризует различные виды деятельности, которые встречаются в жизни каждого человека и придают ей смысл.

Занятость в эрготерапии принято разделять активность в повседневной жизни, активность в работе и продуктивной деятельности, активность в игре, отдыхе и увлечениях.

Активность в повседневной жизни включает в себя:

  • мероприятия по личной гигиене (уход за волосами, умывание, использование туалета);
  • одевание;
  • прием пищи;
  • соблюдение правил, необходимых для поддержания и сохранения здоровья;
  • социализацию;
  • функциональную коммуникацию и подвижность;
  • возможность быть мобильным в обществе;
  • удовлетворение сексуальных потребностей.

Активность в работе и продуктивной деятельности:

  • выполнение домашних обязанностей (уход за одеждой, уборка квартиры, приготовление еды, поддержание чистоты и безопасное проживание в квартире);
  • заботу о других людях;
  • возможность обучаться чему-либо новому;
  • исследовательские виды деятельности (выбор специальности, поиск работы, выполнение работы, планирование ухода на пенсию, добровольное участие в чем-либо).

Активность в игре, отдыхе и увлечениях:

  • возможность выбора игры, отдыха, увлечений;
  • возможность выполнять необходимые действия во время отдыха и игры.

Для более эффективной помощи детям и взрослым  нам необходимо:

  • менять представления о потребностях людей с нарушением развития;
  • учиться воспринимать таких людей в целостном контексте, принимая во внимание их жизненные ценности, интересы;
  • учитывать влияние факторов окружающей среды на возможность функционирования в повседневной жизни (соответствие обстановки дома и на улице функциональным возможностям — наличие лифтов, пандусов, специальных приспособлений и т. д.).

Стратегия вмешательства базируется на индивидуальном подходе к каждому человеку.

Существуют различные ситуации (инсульт, травма, пороки развития  и т. д.

), в которых человек, в большей или меньшей степени, теряет возможность жить полноценной жизнью — ухаживать за собой, выполнять обычные для каждого человека действия — работать и зарабатывать деньги, ходить по магазинам, выполнять работу по дому, отдыхать и заниматься любимыми увлечениями.

Из активного члена общества он становится пассивным объектом для ухаживания. Задача эрготерапевта — не допустить ограничения жизнедеятельности человека, ограничения его участия в жизни общества и сделать его как можно более активным при выполнении поставленных задач.

Процесс эрготерапии.

Эрготерапия — это процесс сотрудничества с клиентом (пациентом) и его семьей, которое включает оценку, постановку целей и проведение программы вмешательства.

Процесс эрготерапии начинается с оценки пациента с помощью интервью и наблюдения, а также включает в себя использование различных тестов, шкал, опросников, дающих представление о пациенте, его физических и умственных возможностях, психологических и душевных особенностях, а также о деятельности пациента.

В ходе оценки эрготерапевт выясняет, какие виды деятельности доступны пациенту, насколько настоящий репертуар деятельности и жизненных ролей соответствует его жизни до болезни и, как он соответствует его полу и возрасту.

Помимо этого эрготерапевт оценивает, что собой представляет среда, окружающая пациента в больнице, дома, на работе. При оценке окружения эрготерапевта будет интересовать, прежде всего, безопасность пациента.

Оценивается как физическое окружение, к примеру, высота рабочих поверхностей и сидений, так и социальное и культурное окружение. После проведения оценки совместно с пациентом ставятся цели, направленные на выполнение деятельности,  которая важна для пациента.

Эти цели должны быть достигнуты пациентом в заданные сроки и согласуются с реабилитационными целями мультидисциплинарной команды.

В соответствии с поставленными целями эрготерапевтом планируется и проводится вмешательство, направленное на восстановление утраченных функций или на адаптацию, подбор необходимого оборудования или приспособлений, после чего оценивается эффективность проведенного вмешательства. Далее рассматривается реальная возможность постановки новых целей. Возможность достижения пациентом  прогресса, восстановления привычных видов активности или приобретения новых навыков определяет необходимость продолжения эрготерапевтического вмешательства.

https://www.youtube.com/watch?v=E8hGhwg-AYo

Цели эрготерапии.

  • Выявить имеющиеся нарушения, восстановить либо развить функциональные возможности человека, которые необходимы в повседневной жизни (активности).
  • Помочь человеку с ограниченными возможностями стать максимально независимым в повседневной жизни путем восстановления (развития) утраченных функций, использования специальных приспособлений, а также адаптации окружающей среды.
  • Создать оптимальные условия для развития и самореализации человека с ограниченными возможностями через его «занятость» в различных сферах жизнедеятельности и, в конечном счете, улучшить его качество жизни.

Эрготерапевты работают с различными возрастными группами клиентов, практически во всех областях медицины. Они помогает людям, у которых  имеются физические, когнитивные, эмоциональные или психические нарушения, отставание в развитии или возрастные изменения.

Эти специалисты работают в госпиталях, клиниках, поликлиниках, реабилитационных центрах, санаториях, дневных стационарах, специальных школах и дошкольных учреждениях, в семейной медицине и на производстве.

Многие из них преподают в высших и средних  учебных заведениях, оказывают консультативную помощь.

Основные подходы в эрготерапии

  • Клиенту должна оказываться высококвалифицированная помощь, которая направлена на улучшение качества его жизни.
  • Наиболее важные ресурсы эрготерапии — сам клиент (либо родители, если клиент — ребенок). Он, совместно с эрготерапевтом, ставит долгосрочные и краткосрочные цели вмешательства. Их общая задача — помочь раскрыть и использовать собственный потенциал клиента и его желание достичь поставленной цели.
  • Эрготерапевт является членом междисциплинарной команды, которая включает физического терапевта, специального педагога, социального педагога. Только в совместной работе междисциплинарной команды и клиента (родителей ребенка) мы можем достигнуть позитивных результатов.
  • Клиента следует рассматривать в контексте окружающей среды (физической и социальной), с учетом их взаимного влияния и при условии их активного и постоянного взаимодействия.
  • Взаимоотношения эрготерапевта и клиента должны характеризоваться как открытые, основанные на взаимном доверии.

Таким образом, для того, чтобы максимально полно сохранить или восстановить жизненные роли пациента, полностью или частично утраченные после заболевания или травмы, а также вернуть его к привычным видам деятельности и жизни в обществе, обязательным участником реабилитационного процесса должен являться эрготерапевт.

Особую часть в эрготерапии занимает работа с детьми. Во многих странах (Швеции, Дании, Германии, США)  очень много эрготерапевтов работают именно в абилитации и реабилитации детей. Имеется большое количество литературы, посвященной этой области.

Источник: http://ergotherapy.ru/ob_ergoterapii/

Эрготерапия: метод, помогающий детям с неврологическими заболеваниями

Эрготерапия что это такое для детей

Как эрготерапия помогает в реабилитации детей с ДЦП, при каких еще диагнозах эффективен этот метод, почему так важны самостоятельность и социальная активность для детей с неврологическими и другими диагнозами, как проходят занятия и какова их цель, Medical Note рассказал эрготерапевт междисциплинарного центра реабилитации «МЦР-дети» Диана Воронина.

Эрготерапия — лечение действием.

Что такое эрготерапия, в чем суть этого метода реабилитации?

— Термин «эрготерапия» в переводе означает «лечение действием». Это направление в абилитации (процессе, помогающем приобрести или развить еще несформированные функции и навыки — прим. ред.) и реабилитации, где занимаются развитием, восстановлением и поддержанием функциональных возможностей ребенка, которые ему необходимы для выполнения значимых для него действий.

В результате сеансов эрготерапии ребенок должен достигнуть максимальной самостоятельности в своей деятельности — повысить навыки самообслуживания и стать более социально активным.

Для кого-то это может быть способность полностью одеть себя, обслужить, пойти в школу, в коллектив, а для кого-то большим достижением станет возможность просто удерживать зубную щетку или ложку.

Все это очень индивидуально.

Но мы всегда стараемся в работе достигнуть того максимума, который доступен конкретному ребенку.

При каких диагнозах показана эрготерапия?

— Этот метод терапии хорошо зарекомендовал себя при абилитации или реабилитации детей с ДЦП, синдромом Дауна, аутизмом, эпилепсией, ЗРР, ЗПРР и другими заболеваниями. На занятия к эрготерапевту также приходят дети с протезами и после перенесенных инсультов.

Вообще, эрготерапия показана при очень широком спектре заболеваний. Она применяется также при соматических, неврологических заболеваниях. Занятия с эрготерапевтом используются в педиатрии, гериатрии и психиатрии.

Как работает эрготерапевт, на что обращает внимание в первую очередь?

— Эрготерапевт смотрит, прежде всего, даже не на диагноз, а на человека в целом: какие ограничения и как влияют на качество его жизни, какая деятельность страдает.

И уже через понимание проблем и ресурсов пациента специалист строит программу реабилитации таким образом, чтобы вывести ребенка на его максимальный уровень функционирования, самостоятельности в той или иной сфере деятельности.

Эрготерапия затрагивает три условные области: активность человека в сфере самообслуживания (бытовой уровень), активность продуктивной деятельности (для детей — это игра, учеба в школе, домашние обязанности и др.) и активность в отдыхе (хобби, посещение культурных мероприятий и др.).

Эрготерапевт оценивает, в каких областях и какие именно имеются проблемы. И обязательно смотрит на ресурсы пациента, на которые сможет опираться при построении индивидуальной программы.

Эрготерапевт в игровой форме формирует или восстанавливает у ребенка нужные навыки.

Что представляют из себя занятия ребенка с эрготерапевтом?

— Эрготерапевт в игровой форме, ненавязчиво формирует или восстанавливает у ребенка необходимые навыки. Также эрготерапевт, с которым занимается ребенок, всегда работает с родителями. Невозможно отпустить ребенка после курса занятий, не дав рекомендаций, как родителям вести себя дома, как работать дальше с ребенком, чтобы закреплять полученные навыки.

Мы показываем родителям, где можно «отпустить» ребенка. Ведь часто даже в каких-то простых вещах близкие по привычке что-то делают за ребенка. То есть в каких-то вопросах мы меняем взгляд родителей на своих детей.

Когда надо начинать терапию?

— Для человека очень важно ощущать, что он может что-то делать сам для себя, что он не полностью зависим от окружающих. Так же и с детьми. Чем раньше начать эрготерапию, тем лучше, тем раньше сформируются или восстановятся определенные навыки, важные для этого ребенка.

А если чему-то нельзя научить ребенка, у него просто не хватает своих ресурсов, как быть тогда?

— Иногда для достижения результата нужно адаптировать среду под конкретного ребенка, если собственных ресурсов у него не хватает, чтобы освоить или развить тот или иной навык. И эрготерапевт всегда поможет в этом родителям и ребенку.

Например, ребенок с ДЦП не может держать ложку, сила его захвата не позволяет это сделать. Мы можем посоветовать сделать более толстую ручку. Казалось бы, мелочь, но ребенок может самостоятельно есть, и это очень важно для него.

Бывает, мамы вытирают ребенку попу, хотя он физически может завести руку назад и сделать это сам. Но мама говорит, что ребенок неустойчив, может потерять равновесие. Тогда мы предлагаем установить поручни, чтобы ребенок мог одной рукой опираться на них и сам себя обслуживать. Психологически для него очень важно, что он может сам о себе позаботиться в чем-то.

Мы можем профессионально оценить среду, в которой находится ребенок, и не только дома, но и в школе, т.к. сейчас активно развивается инклюзивное обучение. Мы смотрим, насколько она подходит для этого ребенка, например, везде ли он имеет доступ на инвалидном кресле или подходит ли по высоте парта и стул. Мы можем дать конкретные рекомендации родителям и школе.

Также мы можем рекомендовать подходящие конкретному ребенку технические средства реабилитации — коляски, квадриподы, триподы, ходунки, вертикализаторы и т.д.

Иногда родители говорят про ребенка в коляске, что он «не работает руками». А на самом деле мы видим, что это обычная детская коляска, из которой ребенок давно вырос и сидит в ней так, что руки, плечи уходят вперед. Мы объясняем это, сажаем ребенка в подходящее по размеру кресло, показываем, что объем движения намного шире, он может функционировать.

Эрготерапевты рекомендуют подходящие конкретному ребенку технические средства реабилитации.

Какова результативность эрготерапии?

— Многое зависит от того, какие мы ставим цели. Есть краткосрочные цели, которые мы можем достигнуть непосредственно при работе в Междисциплинарном центре реабилитации, а есть — долгосрочные цели.

Мы с родителями всегда это обсуждаем и обязательно даем им рекомендации, расписываем подробно упражнения, советуем, какие игры, занятия включать в дальнейший процесс абилитации или реабилитации.

У нас в центре работает междисциплинарная команда, в которую входят самые разные специалисты. При таком комплексном подходе реабилитация более эффективна. И при выписке мы даем рекомендации всех специалистов.

Какие преимущества у эрготерапии перед другими методами реабилитации детей?

— У каждого специалиста междисциплинарной команды есть свои преимущества. Я люблю свою профессию за то, что занятия проходят в очень творческой и теплой атмосфере, в игровой форме. Такие занятия-игры помогают детям становиться более самостоятельными, быстрее приобретать и закреплять новые навыки, а также вызывают у них положительные эмоции.

Мы в центре используем компьютерные игры. У нас есть специальная перчатка Hand Tutor, которая предназначена для оценки и восстановления моторных, когнитивных и сенсорных функций.

Например, мальчик не мог раскрыть ладонь. Но во время компьютерной игры, когда требовалось с помощью перчатки строить пирамидки и собирать монетки, ему приходилось невольно раскрывать ладонь, чтобы что-то схватить на экране компьютера. Он незаметно для себя разрабатывал руку. В итоге ладонь расслабилась и раскрылась.

Уже на четвертом занятии ребенок с удивлением показывал, что у него получается раскрыть ладонь. У нас нет скучных занятий. Дети незаметно для себя, в игре, не чувствуя боли, добиваются хороших результатов.

Есть ли противопоказания к проведению эрготерапии?

— По состоянию здоровья противопоказаний практически нет. Например, развивать мелкую моторику, делать пассивную гимнастику можно даже при тяжелых состояниях. Мы смотрим конкретного пациента, отталкиваемся от его состояния и уже тогда предлагаем план терапии.

Всегда можно достичь каких-то результатов. Для ребенка это будут новые эмоции, радость от своих достижений. Ребенок может научиться пользоваться скайпом и общаться с родными, научиться есть ложкой хотя бы твердую пищу. Качество жизни от этого возрастает, ребенок получает массу положительных эмоций, осознавая — «Я что-то могу сделать сам».

Как долго длится курс эрготерапии в «МЦР-дети»?

— Это все индивидуально. В среднем в центр приезжают на три недели. Те, кто живет в Москве, ходят к нам 2-3 раза в неделю в течение нескольких месяцев.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/blog.mednote.life/ergoterapiia-metod-pomogaiuscii-detiam-s-nevrologicheskimi-zabolevaniiami-5dad611635c8d800b0899128

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.